Сервисное обслуживание – это как гарантийный ремонт. Три ключевых характеристики гарантийного ремонта:
Наше сервисное обслуживание обладает всеми этими характеристиками:
Поддержка – это дополнение к гарантийному ремонту, суть которой не столько в исправлении ошибок в ПО, сколько в помощи пользователям при их работе с системой. Под пользователями понимаются и те, кто систему настраивает и те, кто ее эксплуатирует. Цель поддержки – помогать пользователям решать задачи, связанные с настройкой/эксплуатацией ПО в целях экономии их времени и повышения эффективности использования ПО.
Поддержка нужна всем. Но всем в разной степени. Вы можете обходиться со своим домашним холодильником без привлечения квалифицированных инженеров в процессе его эксплуатации. Однако, если бы речь шла о промышленных холодильных камерах, у вас в штате наверняка числился бы инженер-механик, который обслуживал (поддерживал) бы эти холодильники. В зависимости от того, насколько высока была бы квалификация этого инженера, ему в той или иной степени требовались бы поддержка поставщика этих холодильников для решения сложных вопросов.
Итак, можно выделить два основных критерия, определяющих потребности в поддержке:
Если говорить о нашем программном обеспечении (и его аналогах), то можно сделать вывод, что:
Причин тому несколько:
Данное программное обеспечение является специализированным, а значит маловероятно, что будет хорошо известно специалисту, который будет его обслуживать. Специалисты в компаниях имеют свойство «течь», унося вместе с собой накопленные компетенции, а их заместители часто вынуждены с нуля осваивать парк ПО, эксплуатируемый у нового работодателя. Если же теперь оценить стоимость поддержки и сравнить ее со стоимостью возможных простоев помноженных на вероятность их возникновения, как правило, эти величины окажутся несравнимы.
Поддержка предполагает наличие квалифицированных инженеров, которые будут постоянно доступны для консультаций. Эти квалифицированные инженеры требуют от компании-поставщика постоянной финансовой подпитки. Следовательно, поставщик должен перекладывать ее на клиентов на такой же периодической основе.
Если с первым случаем все понятно, то во втором случае, такой подход поставщика приводит к:
А ведь цель поддержки именно в том, чтобы быть:
Поэтому бесплатная поддержка второго вида оказывается эдакой «потемкинской деревней», которой можно заманивать клиентов, но невозможно воспользоваться в случае реальной необходимости. Проверить, к какому из типов относится поддержка довольно легко – достаточно проанализировать договор с поставщиком на предмет обязательств по срокам решения запросов. Если такие обязательства есть – значит, поставщик действительно продает поддержку. Если их нет – стоит поинтересоваться, почему.
Система контроля заявок – это хранилище всех обращений пользователей в поддержку, которое содержит следующие данные:
Пройдемся по каждому из полей.
Получив номер, клиент может быть уверен, что его запрос попал под контроль компании поставщика. Он навеки занесен в базу и будет отслеживаться в ней до решения. Он не может потеряться, забыться и т.д. В случае если клиент считает, что ему не помогли (помогли плохо) этот номер – его право требовать от поставщика разбирательств по данному факту. Кроме того, номер обращения нужен для того, чтобы клиент и служба поддержки (а также другие службы поставщика) говорили на одном языке.
Срок решения – это обязательства компании по решению обращения в соответствии с договором поддержки.
Описание проблемы – содержание запроса обращения клиента. При регистрации обращения в базе клиент должен получать письмо по электронной почте, в содержании которого будет указано описание проблемы. Если клиент считает, что его проблема была понята неправильно, он может оперативно отреагировать и попросить службу поддержки изменить описание.
Описание решения – это поле содержит ответ службы поддержки на запрос клиента. Его содержание дублируется в письме, которое получает клиент по факту разреlения своего обращения. Описание решения это не только результат работы службы поддержки для данного клиента. Сохраненное в базе заявок, это описание послужит помощью инженерам поддержки в следующий раз, когда клиент обратится с той же проблемой.
Клиент – поле, где указывается компания, обратившаяся с данным вопросом. По этому полю можно оценить частоту возникновения проблем у конкретного клиента, их природу, посоветовать какие-то меры по решению определенных классов проблем, если они возникают часто. Кроме того, база учета обращений клиентов – это важный источник улучшений в продукте, анализируя который, компания поставщик вносит улучшения в свои решения.
При обращении в службу поддержки следует руководствоваться одним простым правилом – чем больше информации вы сообщите в своем обращении, тем быстрее и качественнее будет ответ. Если вы сообщите недостаточно информации, служба поддержки будет вынуждена задавать вам утоняющие вопросы, что, скорее всего, приведет к затягиванию сроков решения вашего обращения. Или же из-за недостатка информации ваш запрос будет неправильно понят инженерами, и, соответственно, ответ на него не будет содержать нужной вам информации.
Даже самая быстрая поддержка все же медленнее человека, который эксплуатирует систему. А значит, что читая документацию, вы, скорее всего, выиграете в оперативности. Кроме того, это может оказаться заметно легче, чем внятно объяснить человеку на том конце провода Вашу проблему.